Отстаивание является самым простым, наименее энергоемким и дешевым методом выделения из сточных вод грубо диспергированных примесей с плотностью, отличной от плотности воды. Под действием силы тяжести частицы загрязнений оседают на дно сооружения или всплывают на его поверхность.
Относительная простота отстойных сооружений обусловливает их широкое применение на различных стадиях очистки сточной воды и обработки образующихся осадков. В зависимости от своего назначения и расположения в технологических схемах очистки сточных вод, отстойные сооружения подразделяются на следующие: отстойники — первичные, вторичные и третичные (контактные резервуары); илоуплотнители; осадкоуплотнители.
В зависимости от конструкции различают горизонтальные, вертикальные, радиальные и тонкослойные отстойники.
Илоскребы применяются для сгребания осадка со дна отстойника, к центральному приямку, откуда он удаляется через систему отводящих труб.
В стандартном исполнении илоскреб состоит из моста с поручнями безопасности, опорно-поворотного устройства, тележки с узлом ходового привода, узла сбора осадка, сегментного либо непрерывного. Схема основных составляющих илоскреба изображена на рис. 1.
Рис.1. Схема илоскреба
- Мост с поручнями безопасности и входной лестницей.
- Опорно-поворотное устройство.
- Тележка
- Узел сбора осадка.
- Электрооборудование.
- 7 Узел сбора плавающих частиц с бункером сбора.
Из всего вышеперечисленного хотелось бы поподробнее остановится на приводной тележке так как именно на нее приходится большая часть нагрузок, которым подвергается мост.
Тележка состоит, как правило, из двух колес, комплекса приводов, обеспечивающего их движение, редукторов для увеличения передаточного числа, а также щетки очистки дорожки.
Использование классических мотор-редукторов влечет за собой ряд нюансов, которые при определенных условиях можно трактовать, как негативные. А именно: громоздкая конструкция, большие установочные размеры, большой вес и, как следствие, необходимость большого момента вращения, высокие требования к жесткости тележки. Если говорить о работе тележки в сложных климатических условиях, то к нюансам добавляется еще и немаловажная проблема — проскальзывание ведущего колеса. Все это вызывает необходимость поиска альтернативных решений.
Одним из самых продуктивных решений послужило использование мотор-колес, движение которым передается с помощью планетарного редуктора, расположенного внутри самого колеса.
Что же это такое планетарный редуктор?
Редуктором (планетарным) называют механизм, который преобразует высокую угловую скорость вращения входного вала в низкую на выходном валу. При этом крутящий момент на выходном валу возрастает пропорционально уменьшению скорости вращения.
Планетарный редуктор состоит из корпуса, в котором расположены зубчатые колеса, валы, подшипники валов, системы их смазки и др. Наличие корпуса обеспечивает безопасность, хорошую смазку и, следовательно, высокий КПД, в сравнении, с другими способами передачи.
Описание и принцип работы:
Благодаря удобству компоновки (осевая симметрия, разгрузка параллельно работающих шестерен, большое передаточное отношение, компактность) планетарные редукторы нашли применение в электрических мотор-колёсах шасси отстойников. Редуктор делает возможным сопряжение конструктивно оптимального встроенного двигателя с крупным медленно вращающимся колесом тихоходного агрегата.
Планетарные редукторы имеют ряд общих черт с цилиндрическими редукторами, так как передача усилия так же происходит посредством зубчатой передачи, а в конструкции используются зубчатые колеса. Однако конструкция планетарных редукторов, как и принцип работы, сложнее.
В общем случае в планетарном редукторе можно выделить следующие основные детали: коронная шестерня, планетарные шестерни (сателлиты), водило и солнечная шестерня. По аналогии с Солнцем, расположенным в центре солнечной системы, солнечная шестерня расположена в центре рабочей части редуктора. Она находится в зацеплении с идентичными планетарными шестернями, оси которых расположены на окружности, центр которой лежит на оси солнечной шестерни, и в то же время сателлиты сцеплены с коронной шестерней, представляющей собой зубчатое колесо с внутренним зацеплением. Водило жестко закрепляет все сателлиты относительно друг друга.
Рис.2. Схема планетарного редуктора
Для работы планетарного редуктора необходимо, чтобы одна из его деталей (солнечная шестерня, коронная шестерня или водило) была жестко закреплена относительно корпуса редуктора. В зависимости от выбора ведущего и ведомого элемента будет зависеть передаточное число планетарного редуктора. Также работа планетарного редуктора возможна и в случае, когда ни одна из его деталей не закреплена. В таком случае становится возможным разложение одного движения на два (к примеру, от солнечной шестерни к коронной шестерни и водилу), или слияние двух движений в одно.
Промышленная группа ЭКОТОН использует (в том числе) в своих решениях для шасси отстойников электрические мотор-колеса фирмы «Transmisie Engineering» (Словакия).
С четвертого квартала компания ЭКОТОН стала единственным лицензированным производителем данного типа мотор-колес в России.
Рис.3. Тележка илоскреба с использованием электрических мотор-колес «Transmisie Engineering» а) Латвия, Даугавпилс, б) Екатеринбург, Россия
Это электрическое мотор-колесо впитало в себя все достоинства, свойственные планетарному редуктору:
- Высокий КПД
- Компактность, удобство обслуживания
- Достаточно низкая мощность электродвигателя (0,37 кВт)
- Малые установочные размеры
- Повышенное передаточное отношение
- Малый объем масла, возможность использования экологических масел
- Длительная долговечность
Рис. 4. Размеры электрических мотор-колес «Transmisie Engineering»
Рис.5. Электроколесо
Поскольку в передаче усилия участвует большее число зубьев, нагрузка на каждый из них приходится меньше, что напрямую влияет на их срок службы. Также особенности конструкции планетарного редуктора совместного производства ЭКОТОН-«Transmisie Engineering», в частности расположение сателлитов, приводят к тому, что возникающие в нем силы взаимно компенсируются, из-за чего нагрузка на опоры падает. Плотная компоновка элементов редуктора приводит к уменьшению его габаритов, а условия зацепления зубьев шестерней – к снижению шумности.
Одним из трудных вопросов, связанных с изготовлением нового вида электрических мотор-колес для тележек отстойников, предлагаемых компанией «ЭКОТОН» является сложность их производства. Однако словацкая фирма «Transmisie Engineering», по лицензии которой производится данный элемент оборудования для отстойников, имеет более чем 25-летний опыт проектирования и производства мотор-колес на основе планетарных редукторов. В основе этого опыта – многолетняя практика и высокотехнологичное производство. Именно поэтому компания ЭКОТОН взяла на вооружение инновационные и энергоэффективные мотор-колеса фирмы «Transmisie Engineering». Среди преимуществ этого продукта — положительное воздействие на окружающую среду, надежность в тяжелых условиях эксплуатации (низкая и высокая температура, высокая влажность, пыль, недостаток пространства, непрерывный цикл эксплуатации).
Немаловажным фактором является использование в мотор-колесах ЭКОТОН-«Transmisie Engineering» стандартной цельнолитой резины известных производителей.
Агрегат состоит из электромотора, соединенного фланцем с планетарным редуктором с высоким передаточным числом, где корпус редуктора составляет само ведущее колесо. Агрегат прикреплен к мосту посредством соединительного фланца.
Рис. 6. Схема крепления мотор-колес посредством соединительного фланца
Многолетний опыт эксплуатации электрических мотор-колес фирмы «Transmisie Engineering» (Словакия) позволяет утверждать, что этот продукт является одинаково надежным в различных климатических условиях и не испытывает проблем и трудностей, связанных с эксплуатацией в условиях резкого перепада температур или длительного воздействия как низких, так и высоких температур!
Согласно отзывам компаний, эксплуатирующих электрические колеса, можно выделить следующие практические преимущества:
- Конструкция, проверенная временем. Планетарный редуктор был разработан для использования в военной технике и успешно использовался на БМП с 1967 года в 28 странах мира. С 1980 года привода используются для гражданских целей, а лицензией на их производство обладают только две страны в мире – Словакия и Индия.
- Надежность работы в сложных климатических условиях. Даже при суровых зимних температурах двигатель и редуктор работают безотказно.
- Эффективность работы. Достаточно низкая мощность электродвигателя (0,37 кВт) при повышенном передаточном отношении.
- Экономичность и экологичность. Опыт компаний, использующих электрические мотоколеса говорит о том, что для функционирования привода требуется почти в 10 раз меньше масла, чем для приводов других производителей. Также возможно использование экологических масел, что позволяет существенно снизить затраты.
- Легкость монтажа и обслуживания. Простота конструкции обеспечивает легкий монтаж на ферму любой существующей конструкции, а в случае необходимости технического обслуживания возможна самостоятельная замена отдельных шестеренок.
- Долговечный срок эксплуатации. Наличие протектора существенно улучшает сцепление, и даже после износа щетки устройства очистки дорожки колеса укатывает наст без проскальзывания. Износостойкая цельнолитая резина гарантирует длительный срок эксплуатации колес, а отсутствие подшипников – бесперебойную работу оборудования.
- Вариативность исполнения. Типоразмерный ряд предоставлен широким диапазон колес с различным диаметром и передаточным числом, который удовлетворит даже самого требовательного Заказчика. Также возможно изменение скорости движения тележки с использованием частотного преобразователя.
Удовлетворенность заказчика – это наш постоянный вызов. Мотор-колеса фирмы «Transmisie Engineering» предлагаемые группой компаний «ЭКОТОН» — оптимальное и прогрессивное решение для удовлетворения требований наших заказчиков!